Что такое профессиональный фотоаппарат

Не существует однозначного способа классификации фотоаппаратов по степени профессиональности, но, в общем виде, все камеры можно условно разделить на три группы: профессиональные фотоаппараты, любительские фотоаппараты и фотоаппараты среднего уровня, называемые также полупрофессиональными. Речь идёт исключительно о малоформатных цифровых фотоаппаратах, поскольку среднеформатная цифровая техника в принципе не бывает любительской и, в силу своей дороговизны, вообще не может считаться массовой. Также мы исключаем из рассмотрения компактные камеры с несменной оптикой, т.к. они являются любительскими поголовно, вне зависимости от их стоимости.

Под профессиональными фотоаппаратами следует подразумевать фотоаппараты, изначально предназначенные для профессионального употребления, и только их. Мнение, что любой большой чёрный фотоаппарат является профессиональным, – очевидно ошибочно. Также не стоит думать, что самая дорогая модель в линейке фотоаппаратов некой компании непременно является профессиональной. Профессиональные модели – всегда дорогие, но при этом, дорогие модели – не всегда профессиональные, поскольку далеко не все производители фотооборудования занимаются выпуском профессиональной аппаратуры.

В строгом смысле слова, профессиональными являются только флагманские репортажные фотокамеры вроде Canon 1D X Mark II или Nikon D5. Эти аппараты отличает бескомпромиссная прочность и надёжность, высокая скорость серийной съёмки и продуманное до мелочей расположение органов управления. Они имеют металлический корпус с несъёмной рукояткой для вертикального хвата и устойчивы к воздействию непогоды. Профессиональные камеры в обязательном порядке являются частью большой системы, включающей объективы с максимальным охватом фокусных расстояний, вспышки и прочие аксессуары.

Самая спорная группа – это, так сказать, профессиональные фотоаппараты второй категории: Nikon D850, Canon 5D Mark IV. От старших моделей их отличает облегчённый корпус без батарейной рукоятки, больший процент пластмассовых деталей, сравнительно невысокая скорость серийной съёмки и, что немаловажно, примерно вдвое меньшая стоимость. Иногда такие камеры иронически называют полупрофессиональными или даже любительскими, чтобы подчеркнуть их ущербность по сравнению с репортажными фотоаппаратами. На самом деле они не только пригодны для большинства профессиональных задач, вроде студийной, пейзажной или портретной съёмки, но в ряде случаев даже более предпочтительны, нежели громоздкие и дорогие флагманские модели. Профессиональные фотографы, которым не нужна избыточная прочность и скорострельность, в большинстве своём предпочитают работать именно с такими «почти профессиональными» камерами из соображений практичности и экономии.

Любительские камеры отличаются от профессиональных меньшими размерами и весом, невысокой прочностью, а также рудиментарными органами управления. Часто отсутствуют кнопки для непосредственного контроля над такими важными параметрами, как ISO, баланс белого и режим работы автофокуса. Большинство функций и настроек, которые доступны в профессиональных камерах напрямую, в любительских моделях управляются через меню. Снимать такой камерой в быстро меняющихся условиях очень трудно.

Поскольку любительский фотоаппарат зачастую выступает скорее в роли игрушки, нежели серьёзного инструмента, он под завязку наполнен различными инновационно-развлекательными опциями и творческими режимами, призванными поразить воображение наивного фотолюбителя, в то время как действительно полезные функции вроде предварительного подъёма зеркала или фокусировки задней кнопкой могут преспокойно отсутствовать.

Фотоаппараты, занимающие промежуточное положение между любительскими и профессиональными, условно называются фотоаппаратами среднего уровня или, что менее корректно, полупрофессиональными. Такие камеры в произвольных пропорциях сочетают в себе признаки, присущие как профессиональным, так и любительским моделям. Например, фотоаппарат может обладать полным спектром необходимых профессионалу настроек и высокой скоростью работы, но при этом иметь пластмассовый корпус (в лучшем случае, с металлическим каркасом) и набор мыльничных сюжетных программ. Среди фотокамер среднего уровня имеются как полнокадровые, так и кропнутые модели.

Несмотря на некоторые недостатки, именно камерам среднего уровня свойственно оптимальное соотношение цены и качества. Это значит, что они уже достаточно хороши для серьёзной фотографии, но ещё не настолько дороги, чтобы быть недоступными рядовому фотографу.

С точки зрения профессионального фотографа, профессиональным является тот фотоаппарат, который он использует в своей профессиональной деятельности, независимо от его исходного назначения и рыночного позиционирования. Иными словами, профессиональные фотоаппараты и фотоаппараты, используемые профессиональными фотографами, суть множества пересекающиеся, но не тождественные.

Среди владельцев формально профессиональной техники большинство составляют, как это ни парадоксально, состоятельные любители, а вовсе не профессионалы. Профессиональный фотограф зарабатывает фотографией на жизнь, и потому не склонен к лишним тратам. Он выбирает то оборудование, возможностей которого достаточно для выполнения работы, и раскошеливается на дорогую камеру, только если без неё никак нельзя обойтись, ведь чем больше денег фотограф вкладывает в свои инструменты, тем ниже рентабельность его бизнеса.

Весьма многие профессиональные фотографы не гнушаются пользоваться любительской техникой от случая к случаю, а то и на регулярной основе, если от этого не страдает качество работы. В связи с этим, даже если вам не по карману дорогие игрушки – не стоит из-за этого переживать: в конечном счёте, о вашем творчестве будут судить по вашим фотографиям, а не по камере, на которую они сняты.

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.