Как правильно настроить фотоаппарат

Такие автоматические режимы съёмки при грамотном подходе могут стать отличной альтернативой полностью ручного режима М, имеющегося в более «продвинутых» мыльницах.

Если в вашем фотоапппарате есть ручной режим установки экспо-параметров, обозначенный буквой М и вы хотите быстро его освоить, то этот урок будет для вас особенно полезен потому, что я объясню логику выбора экспозиционных параметров часто встречающихся сцен.

Автоматические настройки фотоаппарата требующие просто выбрать тип предполагаемого сюжета часто называют сюжетными,программными, предустановленными или просто сценами. Часто такие настройки фотоаппарата обозначают

SCN
от англ. scene — обстановка, окружение ] К ним относятся часто встречающиеся виды съёмки, такие как: пейзаж, портрет, ночная съёмка, пляж или снег, спорт и т.д. Разные модели фотоаппаратов имеют разный набор SCN режимов

В стандартных условиях освещения, программные настройки фотоаппарата существенно могут облегчить выбор режима экспозиции, причем в недорогих фотоаппаратах они дают гораздо лучший результат, чем режим AUTO. Более продвинутые, модели фотоаппаратов позволяют фотографу  полностью контролировать экспозиционные параметры в режимах М.

Если вы пока ещё не разбираетесь в настройках фотоаппарата в режимах P, S, А, М
или вам нравится  просто  навести фотоаппарат на объект и нажать кнопку спуска затвора,
то вы можете использовать режим SCN, выбрая подходящую сюжету
будущей фотографии сцену и снимать как в режиме AUTO.
Качество фотографий будет гораздо лучше, чем в полность автоматическом режиме AUTO.

Ниже приведены некоторые из настроек фотоаппарата в режиме SCN: каких-то нет в вашей фотокамере, других нет в этом уроке, но всё же изучив экспозиционные параметры приведённых здесь сцен, вы научитесь понимать, как в каждом случае ведёт себя автоматика вашего фотоаппарата и как настроить экспозицию вручную,в том самом ручном режиме М, которого так боятся начинающие фотографы :о)

Честно говоря, точные настройки вашего фотоаппарата знают только производители конкретной фотокамеры. Я просто расскажу вам от каких настроек экспозиции я бы отталкивался при фотосъёмке соответствующих сюжетов, разумеется при фотосъёмке в ручном режиме М. Полагаю, что все програмные режимы SCN работают подобным образом. И конечно же, это не канонические настройки фотокамеры для типичных ситуаций — вы смело можете экспериментировать и изменять настройки в зависимости от вашей задумки!

  1. фотоаппарат настраивает самую кроткую выдержку (скажем, 1/1000 сек).
  2. диафрагма открывается полностью.
  3. если при полностью открытой диафрагме света слишком много, диафрагма закрывается, пока не будут достигнуты оптимальные условия экспозиции
  4. если при полностью открытой диафрагме не достаточно света для нормальной экспозиции кадра, тогда удлиняется выдержка (обычно не длиннее 1/125сек).
  5. если этого недостаточно, включается встроенная фотовспышка.
  6. если света фотовспышки тоже недостаточно, тогда приходиться увеличить ISO.

Этот алгоритм я всегда применяю во время ручной настройки экспозиции, когда собираюсь фотографировать быстро движущиеся объекты: спортивные соревнования, движущийся транспорт или веселящихся детей. Некоторые камеры могут поменять местами шаги 3, 4 и 5. Например, фотокамера может сначала использовать весь диапазон чувствительности сенсоров, и лишь потом удлинять выдержку или включить фотовспышку.

  1. короткая выдержка 1/500сек. или ещё короче.
  2. полностью открытая диафрагма F/2.8 или F/1.8, насколько позволяет объектив вашей фотокамеры.
  3. если нужно, регулируем чувствительность до значения ISO400 или даже ISO800.
  4. не забываем про лаг затвора — вы не сможете снять достойный кадр если у вашей фотокамеры задержка срабатывания затвора более 2сек.
  1. автоматика фотокамеры полностью открывает диафрагму.
  2. камера подбирает скорость затвора начиная с самой длинной выдержки (скажем, 4сек.) и укорачивает её, пока не достигнет приемлемой экспозиции для фона. Может увеличься чувствительность матрицы.
  3. автоматически включается фото-вспышка дляпереднего плана — фотомодели.

    Фотосъёмка потртрета на фоне огней ночного города в ручном режиме М

  1. диафрагма полностью открыта.
  2. длинная выдержка (если выдержка длиннее 1/15 сек, ищите опору для фотоаппарата или используйте штатив иначе огни ночного города смажутся).
  3. пробуем поднять чувствительность.
  4. включаем фото-вспышку для подсветки основного объекта съёмки (фотомодели), расположенной не дальше 3 метров.
  1. открываем диафрагму настолько, насколько позволяют возможности объектива фотокамеры.
  2. можно перевести zoom на максимальное увеличение, это дополнительно уменьшит глубину резкости.
  3. если лицо модели в тени, используем встроенную фотовспышку как заливающий свет.
  1. ни при каких обстоятельствах не включать фотовспышку, иначе на снимке появятся сильные блики от стекла.
  2. выдержку и диафрагму выставляем в соответствии с освещением.
  3. желательно перейти на ручную фокусировку.
  4. если ручная фокусировка в вашем фотоаппарате отсутствует, то обязательно полностью закрываем диафрагму, так как автоматика чаще всего фокусируется не на объекте съемки, а на стекле витрины, особенно если оно не очень чистое.